Эффективные управленческие решения требуют современных технологий, методик и подходов, а не интуиции, считают участники международной конференции, посвященной лидерству, которая прошла в Северной столице.
22 апреля в Санкт-Петербурге бизнес-консультанты, тренеры, директора и руководители подразделений искали ответ на вопрос «Как лидеры принимают решения?». Именно так называлась международная практическая конференция с участием президента и основателя Hogan Assessment System Роберта Хогана, вице-президента Hogan Assessment System Райана Росса и основателя и председателя совета директоров Assessment System International Ростаслава Бенака.
В мероприятии, которое состоялось в стенах НИУ Высшая школа экономики, звучали доклады и отечественных специалистов. Об инструментах оценки рассказали ведущая конференции директор по корпоративному развитию консалтинговой группы BITOBE Наталья Боровикова и директор по управления персоналом Лента Ltd Татьяна Юркевич. Отметил важность развития книжной культуры в компаниях директор «Буквоеда» - одной из самых известных книжных сетей Петербурга - Денис Котов. Поведали о компетенциях будущих лидеров начальник управления персоналом НИУ ВШЭ Наталья Волкова и директор Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ Айгуль Кадырбаева.
Бенак, обратив внимание представителей бизнеса на те вызовы, которые стоят перед российскими компаниями, озвучил кейс одной из крупных европейских энергетических компаний, которой пришлось адаптироваться к условиям, когда стоимость энергии существенно снизилась. Руководитель компании - Генералисимус Максимус (именно так называли его коллеги) - решил, что компания больше не может работать по старинке. И среди персонала провели оценку методом «360 градусов», чтобы выстроить новую модель компетенций, в том числе и для топ-менеджмента. Результат не заставил себя долго ждать: он был выражен в цифрах, а успешность проекта подтвердило и количество его «авторов» среди руководящего состава компании. «Как правило, никто не хочет быть автором неудачи, но все хотят быть автором успеха», - пошутил эксперт.
Бенак признался, что оценочные методы в разных странах дают различный эффект и весьма удивился тому, что в зале оказались представители примерно десятка компаний, которые проводили оценку по методу «360 градусов». По его мнению, в Нидерландах работники охотно говорят правду о руководстве и коллегах, немцы делают оценку в рамках «Если надо, то - конечно...», чехи уклончивы, а словаки - еще более скрытны, так как стремятся просчитать все «политические» последствия оценки. Учитывая особенность восточных славян, у иностранных специалистов сложилось мнение, что россияне тоже не стремятся быть слишком открытыми со своим начальством.
«Если компания похожа на слоеный пирог, и руководители не получают адекватной обратной связи от своих сотрудников, складывается такая ситуация, что «верхи» просто не знают, а «низы» считают, что наверху «просто не хотят знать». В таких компаниях невозможно эффективно проводить изменения, а это очень нужно российскому рынку. Мы видим, что, в целом, он уже адаптировался к ситуации, но к растущей конкуренции многие не готовы просто потому, что слишком медленно или не слишком эффективно проводят изменения. Часто руководство полагается на свою интуицию и опыт, памятуя, что раньше-то всё хорошо получалось... Но времена стремительно меняются, и тот алгоритм, который раньше был ключом к успеху, сейчас в большинстве случаев уже не применим», - объяснила Боровикова тот запрос, на который откликнулась консалтинговая компания BI TO BE, организовав конференцию, посвященную принятию важных управленческих решений.
Хоган поделился с участниками своим видением феномена лидерства, подчеркнув, что фундаментальные принципы лидерства всё равно неизменны. Лидеры - это люди, которые берут на себя ответственность за результат. Он представил стили принятия управленческих решений с довольно интригующими названиями: «Хирург», «Аудитор», «Политик», «Биржевой трейдер», «Военный аналитик», «Шахматист», «Агент» и «Инвестор». И конечно же, американский психолог не смог обойти вниманием российского лидера Владимира Путина. Так, по мнению Хогана, Путин - яркий представитель типа «Военный аналитик», то есть президент России - настоящий стратег, использующий аналитические данные и избегающий рисков в долгосрочной перспективе.
И наверное, самый интригующий вывод, который сделали участники конференции - успешных управленческих решений, основанных исключительно на опыте и интуиции, на самом деле, крайне мало. Об этом говорит и сухая статистика, приводимая Бенаком. В бизнесе предприниматели часто хвалят себя за «шестое чувство», но если сравнить эту сферу с медициной, то становится ясно, что поставить точный диагноз только на основе личных чувств, опыта и интуиции - немыслимо.
Российские компании стремятся к хирургической точности, но всё еще часто действуют на «авось», вполне аргументированно ссылаясь на неопределенность. Тем не менее, считает Боровикова, неопределенность бывает внешней и внутренней, и именно внешнюю компания в силах уменьшить, чтобы повысить свою устойчивость к рискам в будущем. «Знаете, совершенно нормально, когда кажется, что риск, вызов, угроза - это что-то извне. Но надо отдавать себе отчет, что, в действительности, самые сильные риски и вызовы - внутри. И этот тезис применим и к настоящему времени, и к масштабу всей страны», - полагает модератор этой конференции
В любой сфере весь массив данных уже давно требует не «самородков», а продуманных технологий и мастерства. Поэтому России предстоит не только перенимать западные технологии, но и активно разрабатывать свои - новые, ведь наша страна намерена преуспеть на мировом рынке, а не только лишь «подтянуться».
Ирина Юрова