Формализация стратегии и контроль достижения стратегических целей

Формализация и контроль выполнения стратегии 

Цели, которые ставит перед бизнесом собственник, являются отправной точкой для разработки стратегии развития. В процессе разработки выбираются виды деятельности, рынки и формулируются те ключевые конкурентные преимущества, за счет которых компания должна добиться успеха. Важно понимать, что стратегия может быть успешно реализована только тогда, когда ее понимают сотрудники компании. Описывая стратегию в более или менее упорядоченной форме, мы повышаем вероятность ее успешной реализации. Хорошо зарекомендовавшим себя инструментом представления процесса реализации стратегии в наглядной форме является сбалансированная система показателей ССП (BalancedScoreCard, BSC), разработанная Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном. 

Сбалансированная система показателей – это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и нефинансовые. 

Сбалансированная система показателей дополняет уже существующую систему финансовых параметров в следующих отношениях: 
  • Указывает, откуда берется рост доходов;
  • Указывает, какие клиенты его обеспечивают и почему; 
  • Выявляет те ключевые бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должна сосредоточиться компания, чтобы как можно лучше донести свое уникальное предложение до потребителя; 
  • Помогает направить инвестиции и сориентировать в этом направлении работу с персоналом, развитие внутренних систем компании, корпоративной культуры и климата. 

Таким образом, любая модель разработки стратегии может претендовать на полноту только в том случае, если в ней содержатся ответы на вопросы, касающиеся разных сфер деятельности компании. При формулировании стратегии на основе ССП деятельность компании рассматривается в рамках четырех перспектив: 

  • Финансы; 
  • Клиенты; 
  • Внутренние бизнес-процессы;
  • Обучение и развитие.

Business Studio позволяет провести формализацию стратегии, выделить и зафиксировать в стратегической карте дерево целей компании, разработать показатели достижения этих целей. Показатели для наглядности могут быть размещены на диаграмме стратегической карты. Для каждого показателя задаются целевое значение и дата, к которой нужно его достигнуть, а также план достижения в разбивке по выбранному периоду измерения. Важной возможностью системы является то, что она обеспечивает не только разработку, но и контроль достижения целей посредством сбора значений показателей с ответственных за их заполнение сотрудников. BusinessStudio автоматически рассылает сотрудникам отчеты по электронной почте, которые они должны заполнить в Microsoft Excel, и загружает их в свою базу данных. 

Руководители компании получают возможность контролировать текущие значения показателей, а также оценивать их динамику с помощью набора специальных отчетов, которые они могут: 

  • Сформировать самостоятельно в системе Business Studio;
  • Получить от сотрудника в виде файла Microsoft Word;
  • Просмотреть на корпоративном сайте компании, который Business Studio формирует автоматически.
Стратегическая карта

Модуль Кокпит (Cockpit) предназначен для работы с показателями и несоответствиями. Cockpit – облегченная версия Business Studio для осуществления массовых операций по вводу и просмотру данных на нескольких рабочих местах. 


График контроля показателейСockpit


Результаты, достигаемые при использовании функций ССП в Business Studio:
  • Формализация целей организации на разных уровнях; 
  • Выявление причинно-следственных связей; 
  • Построение стратегических карт; 
  • Привязка измеримых показателей к целям организации; 
  • Закрепление ответственных лиц за показатели; 
  • Автоматизированная система сбора показателей; 
  • Использование формул для интегральных показателей; 
  • Настраиваемые отчеты по целям и показателям.