Первые шаги корпоративных университетов в России

b7561adaacae9beb5916131c06b658ee.jpg
Первый в мире корпоративный университет - Gamburger University - появился в 1961 году в компании McDonalds. В России корпоративные университеты начали образовываться с 1999 года. Одним из самых известных в России корпоративных университетов можно считать РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. В списке его попечителей вуза числятся все крупнейшие компании, работающие в нефтегазовом секторе - от «Газпрома» и «Транснефти» до «Лукойла». Но самым первым был созданный еще в 1999 году компанией «ВымпелКом» университет «Билайн». Инициатива его создания принадлежала Станиславу Шекшне, занимавшему тогда должность первого заместителя генерального директора компании. Первые студенты - топ-менеджеры - учились восемь месяцев, повышая свою квалификацию в управленческой деятельности. Будучи пионером в своей отрасли, «ВымпелКом» столкнулся с такими вызовами, как развитие сети поставщиков и производителей образовательных услуг, а также поиск кадров, понимающих не только основы бизнеса, но и политику компании. С тех пор «Университет Билайн» преобразился и приобрел черты настоящего вуза, готовящего специалистов для компании: учащиеся проходят конкурсный отбор, получают зачетные документы, сдают экзамены. Некоторые лекции читают сами руководители «ВымпелКома».
Еще одним первопроходцем стал корпоративный университет акционерной финансовой корпорации «Система». Крупнейшая в СНГ организация объединяет такие известные компании, как МТС, «Комстар», МБРР, «Интурист», "Sitronics" и др. Сначала учебно-методический центр «Системы» был организован в форме некоммерческого партнерства и занимался проведением конференций и форумов, поддерживая взаимосвязи с ведущими научными и учебными заведениями. Итогом такой деятельности стало открытие в 2006 году Высшей школы управления и инноваций при Московском государственном университете, которая входила в структуру корпоративного университета АФК «Система». Занятия проводят и преподаватели МГУ, и руководители корпорации, приглашаются профессора зарубежных вузов. Однако, есть четкое разделение полномочий между некоммерческим партнерством и вузом: факультет решает текущие задачи – проводит тренинги и семинары, а некоммерческое партнерство формулирует стратегию развития, составляя программы подготовки и изучая потребность в сотрудниках.
Позднее корпоративные университеты начали образовываться в крупных отраслевых компаниях – например, в 2001 году появился корпоративный университет «Северсталь», в основу деятельности которого легла концепция эффективного управления знаниями. Корпоративный университет «Северстали» играет ведущую роль в формировании единой культуры ведения бизнеса, сочетая в себе исследовательскую, информационную, образовательную, методическую и консультационную деятельность. Его клиентская база насчитывает более 50 предприятий, поэтому значительное внимание уделяется дистанционному образованию.
В 2005 году был создан корпоративный университет ВТБ, который своей структурой напоминает классический университет. Во главе университета стоит ректор, а в совет входят топ-менеджеры банка и группы ВТБ. Обучение ведется в форме интерактивных семинаров, тренингов и бизнес-симуляций, при этом большое внимание уделяется домашним заданиям, бизнес-кейсам и дипломным проектам.
Корпоративный университет «Норильский никель» появился в конце 2006 года. Здесь проходят обучение рабочие, повышают квалификацию управленческие кадры, реализуются комплексные программы по подготовке кадрового резерва всех уровней, создаются и развиваются адаптационные программы и программы повышения квалификации для основного состава, формируются программы по профориентации молодежи.
Этот процесс постепенно каскадировался на средний бизнес, и с созданием корпоративных университетов современные компании превратились из потребителя знания в активного производителя интеллектуальных ресурсов.
Напомним, что на нашем сайте Вы можете скачать и прочитать презентацию «Обучение и развитие корпоративных тренеров», подготовленную экспертами Консалтинговой группы BI TO BE.