Servant Leadership: «Хороший лидер - прежде всего, слуга»

Предыдущий пост был посвящен теории разделенного лидерства. Но было бы неправильно назвать эту теорию самой современной и «конкурентоспособной». Ведь одна из новых теорий лидерства, которая имеет немало пересечений с Shared Leadership - это так называемая теория Servant Leadership, или «обслуживающее лидерство». Принято считать, что автором термина является американский исследователь Роберт К. Гринлиф, создатель первого корпоративного центра оценки. В его честь в штате Индиана создан Greenleaf Center for Servant Leadership. Свое вдохновение теолог и бизнес-консультант черпал в древней философии, где идея лидера-слуги была озвучена задолго до первой работы в русле бизнес-литературы по этой теме, вышедшей в свет в 1970-х годах.
Девизом этого направления мысли является: "A good leader is primarily a servant" («Хороший лидер - прежде всего, слуга»). «Все начинается с естественного чувства - желания служить», - писал Гринлиф. Другими словами, задача лидера состоит в достижении общих целей через обеспечение благосостояния последователей и подчиненных. Его статус не дает ему особых привилегий, но наделяет ответственностью. «Это не попытки найти что-то, чтобы помочь Вам стать более эффективным лидером. Это попытка стать лучше. Другие будут следовать Вашему примеру», - считает Джеймс Отри. «Я думаю, единственный способ обрести себя, это уйти от Эго», - подчеркивает он в своей книге "Practicing Servant Leadership".
По мнению адептов этой теории, лидер должен обладать чрезвычайно точным моральным компасом и мощным чувством эмпатии, чтобы внимательно и с заботой относится к тем, кого он ведет за собой. «Авторитет - это умение заставить людей добровольно исполнить твою волю...» - считает Джеймс Хантер.
Даже внутри очень жестких формализированных структур лидер должен уметь создавать building community (общинность), то есть слаженно работающую группу единомышленников. И конечно, с таким лидером сотрудники готовы добровольно и открыто взаимодействовать, доверяя его профессионализму и нравственному авторитету.
«Это и есть мой тезис: забота о людях, более или менее способных служить друг другу, является фундаментом, на котором строится хорошее общество», - писал Гринлиф. Благодаря такому лидеру, активно проводящему ценности в жизнь компании, создается healthy organization (здоровая организация). «Из-за того что большинство корпораций учили, что рентабельность является единственной целью организации, рабочая сила потеряла веру в бизнес и в людей», - уверен доктор Тони Байрон.
Отметим, что теория Servant Leadership во многом вобрала идеи разделенного лидерства. Так, например, авторы призывают менеджеров делиться видением будущего, которое может стать дополнительным мотивирующим магнитом для подчиненных, что особенно важно для управления изменениями.
Напомним, что в настоящее время на базе S&A Online Консалтинговая группа BI TO BE проводит исследования готовности компаний к изменениям, исследования корпоративной культуры, оценку управленческих навыков и многие другие измерения, результаты которых во многом определяют стратегию на всех уровнях.