Постановка процессного подхода: почему не бывает всё и сразу

ec2c65a455e6e26d8738b2a45904acc4.jpg
Процессный подход значительно повышает управляемость компанией, однако, его внедрение чревато сложностями. В этом смысле проектный подход бывает значительно понятнее отечественному работнику, так как еще с советских времен он выгадывал, когда ему расслабиться и устроить перекур, а когда – навалиться и сдать проект в срок. Процессный подход требует устойчивой дисциплины, а это предполагает другой ритм, иную методологию и ориентацию не на авторитеты («Надо вчера!»), а на конкретные предписания - стандарты.
К сожалению, довольно часто внедрение процессного подхода не идет дальше имитации: отчеты заполняются задним числом, сама структура перегружена, поэтому требовать от подразделений прозрачности бессмысленно. Кроме того,
компания иногда начинает описывать все процессы сразу, а топ-менеджмент ориентирован на быстрый результат, еще не предполагая, какие этапы предстоит пройти компании, чтобы подход действительно заработал. Между тем в средней компании можно выделить примерно 2-2,5 тысячи процессов.

Предупреждая топ-менеджеров от экстремальных попыток брать процессный подход героическим штурмом, специалисты обычно предлагают два варианта решения:
  • сосредоточиться на «узких местах» и решать проблемы, связанные с издержками, рисками и самим методом постановки процессного управления,
  • определить несколько наиболее важных (ключевых) процессов и начать работу непосредственно с них.
Такая поступательность позволит достичь конкретного результата, не растеряв по дороге всех тех преимуществ процессного подхода, ради которых и задумывался проект. Ведь при внедрении придется вносить изменения не только структурного и методологического характера – придется «менять головы» людей.
cce054385bb39f79dc4ef051e4a143ab.jpg
Вице-президент ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам Шаханов Дмитрий Сергеевич в рамках VII Международной конференции «Кадровая политика» рассказал о внедрении процессного подхода в области управления персоналом: «Мы перешли именно на процессный подход в области управления персоналом. Для этого были разработаны соответствующие модели и матрицы, и в итоге, мы вышли на конкретных девять процессов, которые детальнейшим образом были описаны на всех уровнях действия этого процесса, начиная от уровня рядового работника блока персонала на линейном отделенном предприятии заканчивая, фактически, вице-президентом. И по каждому этому процессу разработаны детальнейшие регламенты по действиям, ответственности, времени, документам.

Таким образом, в компании создана единая система координат для всех работников блока управления человеческими ресурсами, и каждый из них, открыв эту путевую карту, понимает, какие действия, в какой конкретный срок, с каким результатом и как он должен совершить».

Узнать больше о внедрении процессного подхода Вы можете, скачав презентацию «Постановка процессного подхода», подготовленную нашими экспертами.