«Почему умирают идеи?» Внутренние барьеры для эффективности

20a92ccf0bfa5467aff9f43bfa09545e.jpg
Генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко на открытии Третьего конгресса предприятий наноиндустрии заявил, что для рынка инноваций 2015 год может стать периодом больших возможностей, ведь потребность покупателей в замене дорожающей импортной продукции конкурентоспособными отечественными аналогами велика. Иными словами, страна ждет, что российская промышленность расправит свои могучие плечи, и предприятия, благодаря внедренным технологиям повышения эффективности производства, начнут радовать потребителей и качеством, и ценой производимых товаров (причем как в b2b, так и в b2c). Лучше, выше, а главное - быстрее... Только вот почему об инновациях и повышении конкурентоспособности отечественной продукции уже так долго и много говорят без всякого, прямо скажем, существенного прорыва?

Для этого есть несколько видимых причин, многие из которых прямо связаны со стереотипным пониманием того, что есть инновация, рацпредложение и инициатива и «как с ними бороться».

1. «Старый конь борозды не испортит». Зачем коллективу что-то менять, отнимая у себя продуктивное время на какие-то проекты, когда все и так работает? Инерция всегда позволяет отдавать предпочтение старым методам, проверенным технологиям и, вообще, работать с оглядкой на «как там у них».

2. «Пусть сумеет раздобыть то, чего не может быть». В первую очередь, инновационной должна стать сама среда, а это значит, что мелких новшеств отныне - не бывает. Конструктивная инициатива должна поощряться, и не стоит ждать, что коллектив спонтанно родит идею, которая «взорвет рынок». Так тоже бывает, но крайне редко. Инновация – необязательно нечто сложное, совершенно продуктовое: некоторые вещи и технологии уникальны именно своей простотой и «посильностью». Иными словами, заниматься инновациями могут не только признанные гении, потому что главная черта инновации – повышение эффективности. Придумал новый алгоритм складского учета, заменил два процесса на один, отгрузка стала быстрой, клиенты довольны, продажи растут - спасибо за инновацию!

3. «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Инновация обычно предполагает риск и связанные с ним издержки. На это стоит трезво смотреть, но сам по себе риск не является оправданием безальтернативного развития для компании. Пока серьезные исследования и соответствующие вложения в новые технологические решения позволяют себе только крупные компании и то - далеко не всегда. Но при правильном подходе и минимизации рисков, скажем, при поступательном внедрении проектного и процессного подходов к инновациям, ими могут заниматься и средние компании, активно вовлекая молодежь и даже самих клиентов. Таким образом - еще и решая задачи, связанные с HR-брендингом и клиентоориентированностью.

4. «Инициатива должна быть наказуема». Кризис корпоративной культуры, которая тяготеет к замкнутости и закрытости субкультур, формирует у людей стратегию избегания любых предложений по повышению эффективности. Топ-менеджмент полагает, что работникам нечего сказать, а линейные сотрудники и средний менеджмент думает, что руководство «ни о чем и слышать не захочет». В такую среду даже самые яркие идеи приходят умирать...

5. «Всё и сразу или ничего и никогда». Это бич русской бизнес-традиции, связанный с мучительным становлением стратегического управления. Отсутствие возможности планировать на десять и более лет вперед создает у топ-менеджмента нерадостную установку на мгновенную прибыль. А если нет быстрого результата, то нет ничего, считают руководители. И действительно, проходят годы – и нет ничего.

6. «Кому это надо?». К сожалению, здесь есть две крайности: одна связана с тем, что там, где присутствует выделение средств из бюджета, мало кто задумывается об экономии и прозрачности расходов и цене для конечного потребителя, а там, где считают копеечку, полагают, что государство не заинтересовано в поддержке инноваций. Между тем, и федеральные, и региональные сайты пестрят грантами и субсидиями, только вот до оформления заявок на них доходят далеко не все.

Список типичных барьеров можно было бы продолжить – наша страна очень консервативна и недоверчива к любым новшествам. Организациям часто вменяют, что российские специалисты слишком долго думают над своими проектами: «поезд уходит», а «руки не доходят». Многие проекты могут лежать без внедрения под прессом неотложной «оперативки» или ждать «лучших времен», то есть финансирования. Постепенно вымывается интеллектуальный потенциал компаний, так как ресурсы перетекают туда, где можно попробовать воплотить свои идеи и хорошо заработать на их внедрении. Создание разветвленных структур, холдингов и даже промышленных кластеров в этой связи должно было бы помочь нашим предприятиям, но используют ли они все преимущества кооперации для реализации общей стратегии?

Вывод - «на поверхности»: необходимо создавать инициативную среду в рамках компании, кластера, региона и страны, которая будет формировать пространство для новых решений и конструктивных инициатив. Но для этого придется отказаться от многих устоявшихся привычек.

Напомним, что на нашем сайте Вы можете скачать материалы о повышении эффективности производственных компаний и о постановке процессного подхода, который позволит выявить «узкие места» и высвободить ресурс для производственных инициатив и совершенствования подходов.